1. Линия производства

    image
    Линия производства
  2. Товарная линейка

    image
    Товарная линейка
  3. Логистика

    image
    Логистика
  4. Новости компании

    image
    Новости компании
  5. Лаборатория BioLab

    image
    Лаборатория BioLab
  6. Биобезопасность

    image
    Биобезопасность
Отраслевые союзы и ассоциации. Образование. Взаимодействие с государственным аппаратом. Влияние на принятие решений.
Категория: Публикации сотрудников  •  Опубликовано 03.09.2013
О том что власть и закон должны стоять на страже интересов общества, а не наоборот, о том, что нормы права должны отвечать текущим потребностям и уровню развития каждого отдельного государства и субъекта, о том, что бизнес может и должен влиять на политическую жизнь общества (в хороших, разумеется смыслах) – говорено многое. Как и про то, что один в поле не воин… Значит, надо объединятся, решили большинство представителей аграрных кругов России. И объединились: кто – в Союз производителей, кто – переработчиков. Объединившись, тем самым противопоставили себя друг другу и иным общественным и государственным структурам, но и получили больший вес: ведь вместе – мы сила!

Силу эту, а также права, обязанности и возможности отраслевых союзов в сфере АПК призвана была закрепить Статья 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», принятого Государственной Думой 22 декабря 2006 года. Она (статья) нормативно закрепила участие отраслевых союзов и ассоциаций в формировании и реализации государственной аграрной политики. Что же такое государственная аграрная политика и каковы цели деятельности данного института аграрного права? Этот термин разъясняет комментарий к вышеупомянотому закону…. , определяя государственную аграрную политику как составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Говоря проще, отраслевые союзы должны принимать активное участие в развитии как экономической, так и социальной сферы, активно участвовать в повышении уровня и качества жизни, влиять на повышение эффективности сельского хозяйства. По словам эксминистра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева «с принятием закона объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей становятся полноправными субъектами процесса принятия государственных решений по вопросам развития отечественного сельского хозяйства». Прошло более трех лет с момента принятия закона, и теперь уже можно судить, случилось ли это на самом деле?
Случилось, и это факт неприложный. Достаточно пробежать глазами разделы новостей на сайтах отраслевых союзов и прикинуть в уме расписание каждого из его лидеров: большую часть времени они проводят в правительственных кабинетах и на политических встречах, активно консультируют людей от власти по вопросам, касающимся своей отрасли. И эти консультации бесценны. Ведь мало быть талантливым и грамотным менеджером и управленцем – без знания специфики отрасли, подводных камней и течений принять нужный отрасли закон, ввести квоту, подписать соглашение, пролоббировать нужный вариант развития внешних отношений невозможно. И хорошо, что главы союзов у нас – люди опытнейшие в своей сфере, пришедшие к политике через бизнес, производство, знающие все нюансы, которые надо учесть. Так, например, Юрий Ковалев (Национальный союз свиноводов) начинал работать начальником холодильника бирюлевского мясоперерабатывающего завода, в 93-м был назначен генеральным директором российско-испанского мясоперерабатывающего завода «Кампомос», а Андрей Даниленко (СОЮЗМОЛОКО) – сам владеет производственными мощностями (ГК «Русские фермы») и кому, как не ему знать, что происходит у производителя молока и как ему помочь.
Но каковы возможности отраслевых союзов с точки зрения закона? Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. При этом размер такой ответственности должен устанавливаться в учредительных документах ассоциации (союза) самими организациями, входящими в ассоциацию (союз).
Поскольку ассоциации и союзы образуют юридические лица, личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства не могут входить в их состав и участвовать в формировании и реализации государственной аграрной политики (подсобные и крестьянские хозяйства юридическим лицом не являются). В законе определены и формы участия данных субъектов в формировании и реализации государственной аграрной политики, которое заключается в оказании информационно-консультационных услуг должностным лицам Министерства сельского хозяйства РФ при принятии определенных решений. Со стороны ассоциаций и союзов данная деятельность носит добровольный и (по-видимому) безвозмездный характер, а для должностных лиц Министерства сельского хозяйства РФ сделанные рекомендации имеют необязательный характер.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы», целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
– участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Программы;
– обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
– разработка технических заданий на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;
– предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
– реформирование органами государственной власти системы стандартизации в сельском хозяйстве путем организации механизмов разработки и внедрения национальных стандартов, унифицированных в соответствии с международными стандартами, обеспечивающих применение передовых технологий, методов рационального использования ресурсов, а также техническую и информационную совместимость;
– содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве
Эксперты в области сельского хозяйства отмечают, что в России первые ассоциации и союзы появились именно в сельском хозяйстве: отраслевые организации в отечественном агропроме начали активно образовываться уже в начале 1990-х годов. Сегодня их насчитывается более пятидесяти. Однако количество не означает качество. Дело в том, что значительная часть союзов существует лишь на бумаге и не ведет никакой полезной для развития АПК деятельности, утверждают эксперты.
Большинство сельхозпроизводителей не верят в действенность отраслевых союзов. Они убеждены, что значительная их часть представляет интересы лишь одной или двух компаний. С агропроизводителями соглашаются и эксперты, но при этом делают поправку на то, что среди таких объединений все-таки остались союзы, продвигающие интересы всей отрасли, помнящие про интересы граждан. Как правило, это уже известные организации, которые не первый год работают на рынке, или новые объединения представителей аграрного бизнес-сообщества. Наиболее ярким примером, по моему мнению, является принятие Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». В соответствии с регламентом понятие «молоко» может быть применено только к цельному молоку. Продукт, восстановленный из порошка, после введения закона в действие должен называться не иначе как «молочный напиток». Эта мера должна увеличить закупки переработчиков цельного молока у фермеров и снизить импорт порошкового молока. Стоит отметить, что и для конечного потребителя этот регламент на пользу: теперь появляется свобода выбора (по качеству и цене), основанная на знании продукта и его свойствах. Принятие данного нормативного акта стало возможным только благодаря таким союзам как Союз производителей молока и Союзу переработчиков молока. Производителям же молока (СОЮЗМОЛОКО) принадлежит и инициатива фиксирования закупочной цены на молоко на уровне 11 руб. за литр. Впервые это предложение было озвучено на 1 Съезде производителей молока 3 марта 2010 г. , и уже компании из 50 регионов страны присоединились к этому соглашению. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник оценивает тенденцию как положительную, стабилизирующую ситуацию в отрасли, способную стать одним из инструментов в выполнении задачи по импортозамещению на рынке молока и молочных продуктов.
Только это скорее исключение из правил, а не повседневная реальность. В соответствии со статьёй 16 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» принимать участие в формировании и реализации государственной аграрной политики могут союзы (ассоциации), состоящие из производителей, на долю которых приходится более 2/3 от общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. По моему мнению, не совсем понятно, что понимается под согласованием общественно значимых интересов, являются ли данные интересы общественно значимыми, если являются общенародными интересами, или это только лоббирование интересов компаний, входящих в состав союза, в связи с этим вполне реально возможно возникновение противоречия между народом, фермерами и представителями ассоциаций и союзов. Кроме этого, несколько неопределенной выглядит норма об установлении вышеупомянутых «более двух третей» общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, наличие которой является условием допуска ассоциации (союза) к формированию и реализации государственной аграрной политики. Следует ли считать указанную дробь от всей продукции, например, животноводства, либо же по овцеводству отдельно, свиноводству отдельно и т. д. Данного мнения в своём интервью журналу «Агротехника и технологии» придерживается и председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. «Если в США и Европе сложились многолетние традиции взаимодействия государства и отраслевых союзов, то для России это достаточно новое явление, которое требует и законодательной проработки, и практического применения. Например, в молочном животноводстве собрать более 75% производителей достаточно сложно. Вот если бы приняли такой закон, по которому любой производитель молока должен был вступить в отраслевой союз, это облегчило бы ситуацию и для самого союза, и для страны. Ведь государству легче иметь дело с одной структурой, нежели с огромным количеством разрозненных предприятий», – предполагает Даниленко. К заслугам Национального союза производителей молока можно отнеси утверждение региональной программы поддержки молочного животноводства, увеличения ставки рефинансирования аграриев, производящих молоко, и выхода социальной рекламы молочной продукции в апреле этого года.
Если обратиться к законодательству, можно сделать вывод, что в настоящее время зарегистрировать союз совсем не сложно. Для этого не нужно собирать большую группу заинтересованных юридических или физических лиц – Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» позволяет юридически оформить ассоциацию всего лишь одному учредителю. Данного мнения придерживается депутат Госдумы, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов. «Многие известные союзы вначале возглавляли руководители крупных компаний, защищавшие интересы своих предприятий, – не отрицает он. – Но со временем в эти организации начали вступать другие агропредприятия, которые принимали активное участие в жизни объединения, и не считаться с их интересами было невозможно.
Настоящее время в России пока нет законодательного акта, который наиболее полно и всесторонне раскрывал и конкретизировал бы понятие «Отраслевой союз и ассоциация». Во многих странах Европы, мнение сельскохозяйственных ассоциаций и союзов играет огромную роль в принятие решений органами власти. Законодательная и исполнительная власть уверена, что никто не может лучше знать все проблемные зоны, пожелания, веяния современной экономики, как союзы производителей сельхозпродукции.

При подготовке статьи были использованы материалы www.agro-technika.ru


Сергеева Александра Сергеевна
Юрисконсульт